Автор | Сообщение |
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 1561
|
|
Отправлено: 18.06.08 01:16. Заголовок: Таро 78 дверей - символика
| |
|
Ответов - 54
, стр:
1
2
All
[только новые]
|
|
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 1821
|
|
Отправлено: 11.09.08 03:02. Заголовок: вот еще сайт с симво..
| |
|
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 1849
|
|
Отправлено: 14.10.08 03:13. Заголовок: КЕНТАВР — вымышленн..
КЕНТАВР — вымышленное сверхъестественное существо греческой мифологии, символизирующее животную сторону человеческой природы. Существует предположение, что слово "кентавр" происходит от ведических гандхарв — младших богов, правящих лошадьми Солнца. Кентавры изображались полулюдьми-полуконями. "Двуформными" названы они в "Метаморфозах" Овидия. Кентавры были рождены от Исксикона и тучи, принявшей по воле Зевса облик Геры, поэтому Овидий называл их "тучеродными зверьми". По другой версии, мифические существа являлись потомками сына Аполлона Кентавра и магнесийских кобылиц. Происхождением объясняется миксантропизм (ненависть к цивилизации) кентавров: их быт символизирует варварство. Они отличаются буйным нравом и половой невоздержанностью. Символика кентавров являлась мотивом многих оргаистических мистерий. Мифологема кентавромахии представляла их войну с соседями — лапифами, с целью похищения для себя их жен. Особое место среди кентавров отводится Хирону и Фолу. Первый из них являлся сыном Кроноса и нимфы липы, второй — Селена и нимфы ясеня. Соответствующие деревья выступали их атрибутами. Хирон олицетворял мудрость, Фол — благожелательность. Таким образом, варварство не исключало мудрости и гостеприимства. Хирон владел искусством врачевания — знак исцеляющей силы природы. В отличие от прочих кентавров, он обладал бессмертием, но, страдая от раны, нечаянно нанесенной ему Гераклом, жаждал умереть и отдал дар бессмертия в обмен на освобождение Зевсом Прометея. Первоначально кентавры обитали в Фессалии, но были изгнаны оттуда Гераклом. Покровителем кентавров являлся Посейдон. Кентавры могли выступать как воспитатели героев (например, Ахилла и Ясона, Асклепия), так и их врагами (кентавр Несс стал причиной гибели Геракла). Кентавры, как и сатиры, составляли непременную свиту Диониса. Буйствующий кентавр — характерный мотив вакханалий. Считалось, что после смерти кентавра его душа превращалась в желтую птицу. Астрологический знак созвездия Стрельца представлен в облике кентавра, стреляющего из лука. Кентаврам посвящали поэтические строфы Овидий и Пиндар. Фидий с учениками изобразил сюжет кентавромахии в Парфеноне. Под влиянием "Метаморфоз" Овидия к изображению кентавров обратился Рубенс. Плиний Старший утверждал, что видел забальзамированного и хранящегося в меде гиппокентавра, присланного в дар императору Клавдию из Египта. С доверием относился к преданиям о кентаврах и Плутарх. Лукреций Кар развенчивает эти легенды, указывая, что лошади достигают зрелости раньше, чем люди, и кентавр был бы в три года взрослым конем, оставаясь как человек неразумным младенцем. В искусстве Ренессанса кентавры олицетворяли неизменные начала и противопоставлялись высшей мудрости, которую символизировала Минерва. Источ.: Мифологический словарь. М., 1991; Борхес Х. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000; Энциклопедия сверхъестественных существ. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.
| |
|
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 1850
|
|
Отправлено: 14.10.08 03:48. Заголовок: Завеса Символ прегр..
Завеса Символ преграды, разделения двух сфер. Сходное значение имеют покрывало и такие разновидности одеяний, как мантия. Доступ к сакральным объектам часто прегражден различными покровами: завеса иудейского Храма в древнем Иерусалиме, которая отделяла священную зону (хекал) от святая святых (девир), или иконостас в православной церкви, который скрывает алтарь от взоров верующих, за исключением особых случаев, когда его открывают. В католических, лютеранских и англиканских церквах алтарь обычно отделен от нефа оградой. Индуистские святыни также скрыты драпировками. Дева Мария, вынашивая Христа, пряла пряжу для храмовой завесы, которая впоследствии разорвалась в момент смерти Иисуса; этот эпизод может истолковываться не только в контексте символики прядения как образа жизни и смерти, но и как символизирующий открытие доступа всем верующим в царство небесное.
| |
|
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 1851
|
|
Отправлено: 14.10.08 04:07. Заголовок: ДЕРЕВО, ДРЕВО — симв..
ДЕРЕВО, ДРЕВО — символ жизни и модель мироздания. У разных народов символика дерева служила средством описания мира. Дерево изоморфно Мировой оси. У древних славян корни дерева — новь, т. е. подземный мир, ствол — явь, т. е. земля, крона — правь, т. е. небо. Другой символ, изоморфный дереву, — крест. Крест в вертикальном разрезе соответствует стволу дерева, а в горизонтальном — ветвям. Согласно библейской традиции дерево жизни было посажено в центре земного рая. Мифологемой грехопадения связано и другое произраставшее в раю дерево — древо познания добра и зла. Вкушая плоды знания, человек утратил дар бессмертия. Космология в еврейской Каббале выражается через символику дерева Сефирот. Как и древо познания добра и зла, оно имеет амбивалентную, двойственную природу. Идею двойственности выражают символы "ствола левой руки" и "ствола правой руки", между которыми возвышается "срединный ствол". Охранять путь к древу жизни у входа в Эдем был поставлен с пламенным мечом в руках херувим-тетраморф, символизирующий синтез четырех первоэлементов. Согласно средневековой легенде о животворящем кресте, херувим был сделан из ствола древа познания. В этом прослеживается связь идеи "падения" с идеей "искупления". Известны изображения Христа, распятого на Мировом дереве. В китайской мифологии упоминалось дерево, ветви которого попарно сплетались концами, символизируя слияние противоположностей или растворение двойственного в едином. Китайским идеограммам, обозначающим закат солнца, соответствует начертание Светила, повисшего над деревом на исходе дня, то же сочетание символизировало конец цикла. Трехствольное дерево, несущее на своих ветвях три солнца, в индуистской семиотике являлось символом Тримурти. Особое значение мистике дерева придавали кельтские жрецы — друиды. Считалось, что каждому человеку соответствует определенный вид дерева. Если правильно установить такое соответствие, можно предсказывать судьбу человека, эффективно проводить его исцеление. В символике Апокалипсиса Дерево жизни приносит 12 плодов. В античной мифологии плодам Дерева жизни соответствовали золотые яблоки сада Гесперид. Золотое руно аргонавтов также висело на дереве, охраняемом змеем или драконом. Наряду с крестом эквивалентом дерева являлась гора. О восприятии дерева как символа жизни свидетельствует следующая метафора И. В. Гете: "Суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет". У большинства древних богов дерево являлось непременным атрибутом власти. Так, священным деревом Осириса являлся кедр, Диониса — плющ и сосна, Аполлона — лавр и т. д. Дерево издавна являлось одним из главных символов плодородия и жизненной энергии. Оно служило символом растительного сознания. Лиственное дерево, ежегодно меняющее листву, является символом обновления жизни. Вечнозеленое дерево — знак бессмертия. Деревья, посаженные на кладбищах, символизируют победу жизни над смертью. Различные виды деревьев использовались разными народами в качестве поэтической метафоры. Так, символом России стала береза, Германии — липа, Скандинавии — сосна, Канады — клен и т. п. Историю рода принято изображать в виде генеалогического дерева. Источ.: Генон Р. Древо в средоточии мира // Наука и религия. 1994. № 8.
| |
|
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 1865
|
|
Отправлено: 22.10.08 14:24. Заголовок: Символ стабильности,..
Символ стабильности, продолжительности, надежности, бессмертия, нерушимости, вечного, сцепления, неуничтожимости Высшей Реальности. Камень - статичная жизнь. Камень, скала, гора, дерево или роща - все эти понятия символически взаимосвязаны и могут представлять космос во всей его полноте. Камни часто соседствуют с деревьями в священных местах. Они либо стоят в одиночестве в ознаменование какого-либо священного места или события, либо связаны с деревом в структуре священного алтаря, где символизируют долговечное и окружающее, а дерево - преходящее и увеличивающееся. В примитивном символизме камни могут порождать людей и имеют родительскую потенцию; либо люди могут быть обращены в священные камни. Предполагается, что это разновидность лунного культа, связанного од- повременно и с плодородием, и с холодом; с замороженной землей зимы, которая порождает весну Некоторые камни имеют свою собственную символику, например, нефрит, драгоценные камни или жемчуг, черные камни (Кааба, черный камень Кибелы, черный нефрит или жем- Рис. 65. Дельфийский "Пуп Земли". Этот камень считался постоянным и неразрушимым центром, из которого начинается космос и к которому возвращается вновь за стабильностью и обновлением. чуг) имеют иногда символику Космического Яйца, или омфала. Высокие, установленные вертикально камни или колонны символизируют axis mundi (символами которой являются также дерево, гора, дерево на горе, колонна с растущим на ней деревом) и указывают на верховную поддержку всего сущего во вселенной. Они являются также омфалами, фиксированными точками вселенной, или центрами, где человек может вновь обрести рай или получить просветление Конические камни и сложенные из камня пирамиды имеют ту же символику, что и установленные вертикально камни, все они имеют также фаллическую семантику Камни кубической формы означают стабильность и статичное совершенство и, как таковые, часто закладываются в основание священных построек Камень в фундаменте - это та скала, на которой зиждется вселенная, краеугольный камень земли и источник вод жизни, скала, нависающая над Гадесом и силами подземного мира Камни сферической формы означают Луну, и, соответственно, женский принцип и лунных богинь. Непокрытый резьбой камень есть prima materia, женское начало, и ассоциируется с мужскими символами, каковыми являются резец и другие инструменты для резьбы по камню, которые придают форму и облик prima materia. Покрытый резьбой или полированный камень символизирует характер, который подвергался обработке и совершенствованию. Сломанный камень или колонна означает смерть, разрушение и расчленение. Тяжелые камни или скалы, нависающие над источником, ручьем или входом в пещеру с сокровищами, препятствующие доступу к водам жизни, вытекающим из-под скалы, символизирует необходимые трудности или условия, которые нужно преодолеть, понять или выполнить перед тем, как могут быть найдены воды жизни, или эзотерические сокровища скрытого знания. Камни часто ассоциируются с Кроносом (Сатурном) и с культом Аполлона (омфал в Дельфах и алтарь кубической формы в Делосе). Гермес как бог камней может быть представлен в форме каменной пирамиды или груды камней.
| |
|
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 1866
|
|
Отправлено: 22.10.08 14:25. Заголовок: Символизирует невиди..
Символизирует невидимость, смерть и отступление. Поскольку капюшон покрывает голову, он означает также мысль и дух. Кронос (Сатурн) в аспекте увядающей осени или уходящего солнца иногда вместе со своим серпом имеет еще и капюшон. Красный остроконечный капюшон - атрибут кельтского бога подземного мира.
| |
|
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 1867
|
|
Отправлено: 22.10.08 14:26. Заголовок: "Пустая птичья к..
"Пустая птичья клетка" Во мне нет ни жизни, ни смысла. Символ мертвого тела, безжизненного трупа или пустой головы, где нет ни здравого смысла, ни жизни. [EMSI 20-3, с.187]
| |
|
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 1868
|
|
Отправлено: 22.10.08 14:30. Заголовок: В аллегориях и графи..
В аллегориях и графических символах чаще представлены две колонны, а не одна. Фланкируя изображение (или оконный проем) они выступают эквивалентом опорам, символизирующим сбалансированное напряжение противоположных сил. Сходное значение у колонн, когда они выступают в роли частей оконного переплета. В космическом смысле два столба или колонны являются символами неизменной стабильности. Они та.кже напоминают храм Соломона (воплощение совершенных принципов строительства) Две колонны могут олицетворять опору Небес и Небесные Врата, через которые нужно пройти, чтобы попасть в храм или церковь. Такое прохождение между двумя колоннами символизирует переход к новой жизни, или в иной мир, в вечность Такой проход разделяет символическое значение двери или врат
| |
|
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 1869
|
|
Отправлено: 22.10.08 14:33. Заголовок: Котомка Женская сила..
Котомка Женская сила хранения и место сохранения, отсюда жизнь и здоровье, хранение того, что драгоценно или ценится. Когда котомка ассоциируется с сумой, это предполагает сохранение деяний личности, которые должны храниться как доказательства в ожидании дня Страшного суда. Наряду с посохом котомка является атрибутом паломника, чья "сума" изображается свисающей с его плеча или с посоха. Котомка - эмблема раздающего милостыню и торговца, а также всех посланников богов, в частности Гермеса (Меркурия) и Приапа, а у христиан - святых Иуды, Матфея и Николая
| |
|
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 1870
|
|
Отправлено: 22.10.08 14:39. Заголовок: Котел Символизируе..
Котел Символизирует пропитание, поддержание жизни, изобилие, женский принимающий и питающий принцип Волшебный котел олицетворяет плодородие и женскую способность к трансформации, жизнь и смерть, обновление и возрождение Он может также идентифицироваться с Граалем. Котел колдуньи олицетворяет магические чары. У кельтов он символизирует изобилие, неистощимые источники поддержания жизни (как в случае с рогом изобилия), силу оживления, репродуктивные силы земли, возрождение воинов для новой битвы. Волшебный котел из Керидвена имел три способности: неистощимость, восстановление, воодушевление. Котел - атрибут Брана и Дагда. В христианстве котел - эмблема святых Фаусты, Фелициты, Иоанна, Витуса. У скандинавов "ревущий котел" - источник всех рек. Котелок. В магии котелок символизирует трансформирующую силу. Большое число святых подвергалось погружению в котел с кипящим маслом (при этом они оставались в живых): Ансан Цецилия Георгий Иоанн Евангелист - Котел используется в качестве атрибута евангелиста Иоанна, согласно легенде, его жарили в котле с кипящим маслом, но он чудесным образом спасся от смерти. Колдунья у дымящегося котла - Медея. Подобно черепу, символизирует вместилище сил роста и трансмутации. Однако в то время как череп, имеющий сводчатую форму, символизирует их высшие (возвышенные и духовные) аспекты, открытый сверху котел имеет противоположное значение сосуда низших сил природы. Большинство мистических котлов, фигурирующих в кельтском фольклоре, располагаются на дне моря или озер (определяя соответствующие символизму слияния котла и воды, они оба относятся к общему символизму воды, являющейся проводником жизни и срединным элементом par exellence). Затем мы можем видеть, что череп является вместилищем для "верхнего океана" или отражения его в человеке, в то время как котел - инверсия черепа - является сосудом для "нижнего океана". Вот почему кувшины и котлы так часто встречаются в народных сказках и легендах о волшебствах (17). Чаша является сублимацией и освящением котла, так же, как и кубка, служащим ясным символом сдерживания. Котел, кипящий над сильным огнем Символ кипящего от ненависти и ярости ума. Ярость, перехлестывающая через край, искажает кроткий и тихий облик своего Творца и превращает мощные лучи разума в самые темные облака. Когда на трескучем жарком пламени кипит котел, С его днища поднимаются пузыри воды. Они устремляются через края котла, А черный дым улетает прочь и заволакивает день. [EMSI 41-13 с.282] Котелок, выкипающий в огонь. Мы губим друг друга. Символ яростной вражды. [EMSI 8-9 с.138]
| |
|
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 1871
|
|
Отправлено: 22.10.08 14:40. Заголовок: Женский, воспринимаю..
Женский, воспринимающий символ, подобный вазе (см. ) В буддизме один из благоприятных знаков на Отпечатках Стоп Будды, означающий победу над рождением и смертью, а также духовный триумф. Кувшины, из которых египетский бог Хопи льет воду, олицетворяют Верхний и Нижний Нил. (См. каноны). В греческой традиции кувшин символизирует могилу, погребение и подземный мир, поскольку зимой под землей в кувшинах хранили зерно. Кувшин для умывания. Символ чистоты, умывания рук, знак невиновности. Эмблема бога вина Диониса. Сосуд для хранения или разливания жидкостей, с одной или двумя ручками, первоначально делавшийся из глины; его должно отличать от вазы и большой урны (см. ВОДОНОС; ЧАШКА). Винный сосуд Сатира - это часто обычный кувшин, но может быть также классическая amphora [греч. - амфора] с ее конусообразным основанием, или широкогорлый krater [греч. - кратер]. Кувшин является атрибутом Гебы, служанки богов; персонифицированной Умеренности (фигура, которая переливает воду из кувшина в другой сосуд); святого воина Флориана; в перевернутом виде он является одним из элементов в аллегорическом натюрморте. Женщина, поливающая растения из кувшина, - Грамматика (семь свободных искусств). Это один из символических предметов, ассоциирующихся с Девой Марией и Младенцем. Перевернутый кувшин около купальни, с наядами, обнимающими юношу, - Гилас; то же самое, но с телом, которое обвивает дракон, - Кадм. Две молодые женщины, одна наливает вино, другая сидит на коленях у старика, - Лот. Сцены у колодца обычно включают большие кувшины и другие сосуды. Водолей (знак зодиака), см. ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ. Кувшин и таз используются для омовения рук священника при обряде причастия и в ряде других богослужений. Это омовение рук служит символическим выражением невинности и чистоты. Оно связано с омовением рук Пилатом, когда толпа требовала для Иисуса смертного приговора. "Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки пред народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего..." (Мф. 27:24). На образах Девы Марии кувшин символизирует чистоту.
| |
|
|
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 1872
|
|
Отправлено: 22.10.08 14:41. Заголовок: Круглый стол. Круг с..
Круглый стол. Круг стола соответствует кругу Небес, олицетворяя совершенство, целостность, совокупность, и космическому центру. Грааль - это мистический центр; двенадцать рыцарей символизируют знаки Зодиака; радиусы круга - равенство ("ни один не является последним"). В христианской символике Круглого Стола "опасное кресло" отождествляется с местом Иуды Искариота на тайной вечере. У индусов стол (или колесо) разделен на двенадцать сегментов, соответствующих двенадцати месяцам года и двенадцати Адитьям - "сверкающим". По своей форме круглый стол приравнивается к китайской пластинке из нефрита - Пи, олицетворяющей небо. Появление Грааля в центре стола дополняет данную символику, т.к. вогнутая форма священной чаши соответствует центральному углублению в китайском "Пи". Двенадцать рыцарей связаны со знаками Зодиака, но не тождественны последним, выражая, в частности, аналогичную идею борьбы за утверждение и торжество "обретенного рая" или, другими словами, "неизменного центра". В задачи рыцарей входило завершение солнечного круга, помощь слабому полу, наказание тиранов, освобождение заколдованных, обман великанов, уничтожение злых людей и вредных животных. Выполнение этой программы было лишь подготовкой к воцарению "Центра". Сходными институтами являются "круглый совет" далай-лалы (состоящий из двенадцати великих вамшанав и двенадцати пэров Франции). Модель, основанная на двенадцати, является самой важнейшей (следующая по значимости - троичная, затем четверичная и семеричная), т.к. приравнивается к кругу и, следовательно, к идее всеобщности (которая в то же время выражается числом десять). Именно по этой причине государство этрусков было разделено на двенадцать частей, и Ромул учредил двенадцать ликторов (телохранителей) (28). Зло, нанесенное Круглому Столу любовью королевы Гиневры к Ланселоту и слабостями других рыцарей, было достаточным основанием неудачи в достижении братством рыцарей их мистических целей; и только чистый сердцем сэр Галахад смог приблизиться к их выполнению, когда ему были пожалованы божественные дары - щит и меч.
| |
|
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 1901
|
|
Отправлено: 13.11.08 14:03. Заголовок: Трискеле Если колес..
Трискеле Если колесо, круг/кольцо и так далее представляют собой символические изображения солнца, каким мы его видим, то трискеле — как и свастика — олицетворяет движение небесного тела, это солнечное колесо с тремя лопастями. Оба этих символа очень рано встречаются у народов Европы и Азии. У кельтов их существование подтверждается уже в III —II вв. Во время проходившего в то время культурного обмена кельты заимствовали у греков, например, изгибы и другие волнистые узоры, но при этом они не слепо копировали оригинал, а разрабатывали его дальше, давая ход собственному воображению. Так, более ярко проявляются характерные особенности изгибов, при этом трискеле превращается в типичное кельтское солнечное колесо, которое сегодня стало символом Бретани и — в определенной степени наряду с арфой и кленовым листом — также и символом Ирландии. В эмблеме острова Мэн прослеживается связь между трискеле и свастикой с тремя перекладинами. Некоторые видят в трискеле также и ветровое колесо — а, может быть, и водяное колесо — или стихии небо —вода —земля и перемещающиеся в пространстве стихии вода — огонь — воздух на фоне земли. В сказаниях как самые важные стихии, сопровождающие человека в течение всей его жизни, выступают вода, камни и деревья (земля), а также солнце и луна (небо). Этот символ, который в эзотерической литературе носит название «трискеле», в очень упрощенной по своему значению форме символизирует спираль жизни, обнимающую землю. В абстрактном виде и при соотнесении с числом 3 этот символ может окрылять фантазию и давать основание к самым разнообразным толкованиям.
| |
|
|
| |
Сообщение: 135
|
|
Отправлено: 13.06.09 20:15. Заголовок: нободи пишет: Триск..
| |
|
Ответов - 54
, стр:
1
2
All
[только новые]
|
|
|